Недавно нам предложили сделать десять сувениров для Мантуровского фанерного комбината в Костромской области. Комбинату исполняется 95 лет, и по этому случаю у них намечалось большое торжество. Надо же, какой он старый, этот комбинат. На год старше, чем ЗИЛ. ЗИЛ был построен в 1916 году, а Мантуровский комбинат на год раньше. Вообще, довольно много предприятий в России было построено именно в период Первой мировой войны. В советские годы этот факт старательно замалчивали, а теперь вот как-то это всё всплыло и оказалось, что при царе русская промышленность тоже развивалась. И достаточно интенсивно. Кроме «полукруглой» даты был ещё один повод для торжества. Это запуск нового, современного производства. Не так давно на комбинате был пожар. Выгорел почти весь завод. Но, несмотря на мрачные прогнозы, люди не опустили руки и почти с нуля создали на месте пожарища новое производство. Восстановили здания и закупили самое современное на этот момент оборудование. Пуск и презентация нового производства были приурочены к 95-летию предприятия и намечены на 9 апреля 2010 года. Вот для гостей этой презентации нам и заказали десять сувениров. Мы довольно долго думали, что же именно сделать. Туески, шкатулки или панно. Или ещё что-нибудь. Пока мы так размышляли, представители заказчика, посоветовавшись, сказали нам: - А не могли бы вы сделать часы с берестой? Настенные или настольные. Часов мы не делали ещё ни разу. Это была совершенно новая для нас работа. Но за неё следовало взяться, потому что часы можно сделать красиво. Большой круглый циферблат хорошо подходит для размещения резного орнамента или рисунков. И мы согласились. Первым делом мы отправились в магазин «Тик-так» посмотреть на часы. Там их оказалось так много, что мы долго ходили от витрины к витрине, не зная, что выбрать. Нам нужны были простые и, по возможности, недорогие механические часы без каких-либо украшений и дизайнерских выкрутасов. Мы ходили и тыкали пальцем то в одни часы, то в другие. Наконец остановились на двух вариантах. Первым вариантом был кварцевый будильник в простом чёрном пластмассовом корпусе. В этих часах нас привлёк красивый контраст между светлой берестой и ровным, чёрным, чуть блестящим цветом пластика. Если такой корпус украсить берестой, может получиться очень выразительно. Другие часы, которые мы выбрали, оказались круглыми, настенными в деревянной раме. Они имели 26 сантиметров в диаметре. Нас привлекла красивая рама из настоящего дерева. Правда, циферблат был покрыт яркой наклейкой, на которой почему-то был нарисован перец. Эти часы мы и выбрали, потому что будильник был в магазине только один, а круглых часов в раме могли прислать сколько угодно. В Интернете довольно много часов с берестой. Самых разных. Настольных и настенных, порой очень причудливых по форме. Были и круглые настенные часы нашего типа. Правда, они были без рамы и без стекла. К многослойной оплетённой берестяной «тарелке» крепился сзади стандартный часовой механизм. Такие часы были богато украшены резьбой, тиснением, а то и живописью. Особенно привлекательно в этих часах смотрелась оплётка. Жаль, что у нас не было возможности сделать оплётку. Наши-то часы не были полностью берестяными, а имели жёсткую пластиковую основу. Основным условием, высказанным заказчиками было размещение логотипа их предприятия и надписи «95 лет». Эти надписи должны быть размещены среди орнамента. При изготовлении привычных изделий мы иногда обходимся без эскиза. Просто рисуем на бересте контуры будущей резьбы или тиснения. Здесь же, при выполнении работы необычной, эскиз нам понадобился. Мы его и нарисовали сразу в двух вариантах. Орнамент симметричный и состоит из трёх кругов. Внешний круг идёт прямо по рамке и состоит из восьми одинаковых элементов. Рамка была склеена из восьми частей, и на каждую часть приходится один из элементов резного орнамента. Средний круг должен располагаться под стеклом прямо на циферблате внутри круга цифр. И внутренний круг – прямо в центре циферблата. Надпись и логотип комбината вписаны в орнамент. Для того, чтобы создать нужный цветовой контраст, пришлось заменить наклейку с перцем на круг проморённой тёмной бересты. На нём более светлый берестяной орнамент будет смотреться выразительнее. Перец мы сняли, бересту наклеили. Но тут и начались наши несчастья. Из десяти часов только двое были «с перцем». На восьми других вместо перца была коричневатая наклейка с каким-то орнаментом. И вот она-то была приклеена намертво. Оторвать её так просто не удавалось. Пришлось срезать её ножом, надев на руку перчатку. Острые, изломанные края пластика, из которого была сделана наклейка, могли поранить руку. Намучившись, срезая одну наклейку, решили на следующих часах клеить бересту поверх . Но при этом береста вспучилась, пошла волнами. Наш клей разъедал краску, которой была покрыта наклейка. Эти берестяные пузыри и волны были так велики, что за них стали задевать стрелки часов. Из-за этого нам пришлось полностью переделывать одни часы, на которых уже наклеен орнамент. Хорошо, что удалось осторожно срезать орнамент с тёмной основы и ничего в нём не порвать. А саму основу, этот вспучившийся тёмный круг нам пришлось выкинуть. Так вот и пришлось нам волей-неволей срезать все восемь наклеек, что здорово усложнило нашу работу. А работа и так была не из лёгких. Длина резного элемента внешнего контура, длина окружности часов – почти 80 сантиметров. Значит на все часы почти восемь метров сплошной резьбы. И это только внешний контур. А ведь был еще средний и внутренний. И мы всё это резали, тиснили, морили и протирали растворителем. А ещё пришлось вырезать цифры. А как же иначе? Ведь старые цифры мы срезали вместе с наклейкой. Вот и приходилось резать по пять единиц, две двойки, две шестёрки-девятки и всех прочих цифр по одной. И надо было снять стрелки и открутить гайку, которой механизм прикреплялся к часам, а потом поставить всё это обратно. Ещё одна проблема возникла и опять неожиданно. Стрелки на часах были чёрными. Оказалось, чёрные стрелки незаметны на тёмном фоне. И приходилось нам наклеивать на каждую стрелку длинный, очень тонко расслоенный, почти невесомый берестяной треугольник. Мы боялись, что даже эта легчайшая берестинка перетяжелит стрелки, и они будут идти медленнее, чем нужно. Ведь это же часы, где каждая деталь очень точно рассчитана. Очень трудно было поставить стрелки на место. Тончайшие алюминиевые стрелки гнулись, а потом зацеплялись друг за друга. И вот, наконец, всё сделано. Все стрелки выгнуты, рамки прикручены, всё проверено. Эта работа заняла у нас около двух недель. Мы упаковали часы в те же коробки, в которых мы их купили. Надо отсылать. И вот тут-то нас поджидал ещё один сюрприз, к счастью последний. Оказалось, что отправлять часы почтой было страшновато. Их могли неудачно поставить, кинуть, чем-нибудь придавить. Да и не было на почте такого большого ящика, чтоб уложить все десять часов в упаковке. Поэтому пришлось мне отвозить часы самому. В самую ночь перед Пасхой я сел в поезд и поехал из Свердловска в Мантурово. Для меня, десять лет не выезжавшего дальше Пермского края, это было целое путешествие. Утомлённый двухнедельной работой, я пластом лежал на полке, а мимо меня пролетали поля и перелески, озарённые ласковым апрельским солнцем. И через двадцать часов, ранним утром, когда было ещё темно, я был на месте. Меня встретили и отвезли в гостиницу, кстати, очень хорошую. Там был даже тёплый пол, вещь для меня совершенно невероятная. Никогда в жизни не ходил по тёплому полу. Там-то в гостинице я и пробыл три часа, а потом меня точно так же отвезли к проходящему поезду. Так уж получилось, что не успел рассмотреть я в городе Мантурово ничего кроме вида из гостиничного окна и рекламной листовки на стойке администратора. Из окна открывался вид на трубу котельной, а в листовке говорилось о прекрасной рыбалке на реке Унже, притоке Волги. Там, на реке места лещовые, заранее прикормленные. Так что, если хотите поймать по-настоящему большого леща, поезжайте в Мантурово. Перейти в фотоальбом Настенные панно |