Туеса, солонки, хлебницы.
Туеса, солонки, шкатулки, хлебницы относятся к традиционным видам берестяных изделий. Свою работу с берестой мы когда-то начинали именно с этих изделий. Туеса и шкатулки, выполненные в технике прорезной бересты, кажутся легкими и ажурными как кружево. Виды орнамента могут быть различными. У каждого народа был свой неповторимый рисунок.
Вся резьба выполняется с помощью небольшого острого ножа и полукруглых стамесок различного размера. Техника тиснения также очень интересна. На бересте можно легко продавить металлическим стержнем любой рисунок или орнамент. Поверхность бересты очень мягкая, бархатистая как кожа. Не случайно в художественной обработке кожи очень часто используется эта техника.
Сравнение бересты с кожей натолкнуло нас на создание лоскутной техники. Ведь береста очень разнообразна по цвету и фактуре, поэтому интересны сочетания различных кусочков в одном изделии. Между собой фрагменты бересты сшиваются распаренными в кипятке берестяными полосками. Техника эта очень трудоёмка, но в результате получаются прекрасные неповторимые изделия. Лоскутное полотно может набираться как из кусочков произвольной формы, так и в виде орнамента. Корпуса наших изделий двухслойные. Края корпусов соединяются между собой не на клей, а с помощью специальных «замков». Верхний и нижний край наших изделий также оплетён берестяными полосками. Береста обладает антисептическими свойствами, поэтому хлеб, хранящийся в берестяной хлебнице, долго не плесневеет. Кроме того, берестяные изделия — это не только красивый, но и полезный подарок для ваших близких и друзей.
Птицы счастья из бересты
Птица счастья — хороший сувенир для украшения дома или офиса. Существует интересная легенда о происхождении этих птиц. Говорят, что в глубокой древности в одной семье тяжело заболел мальчик. Была зима. Очень мало света проникало в дом через узенькие окошечки. Мальчик всё слабел, и мало было надежды, что он переживёт бесконечную темную зиму. Он почему-то думал, что поправится весной, когда придёт солнце, тепло и свет. Я сделаю для сына весну- подумал его отец. Он что-то строгал, сидя у очага, а на другой день повесил над очагом ажурную деревянную птицу. Она плавала и крутилась в восходящих над огнём потоках воздуха и отбрасывала на потолок красивую резную тень. Вот и весна, сынок, уже и птицы прилетели. Больной мальчик обрадовался и потянулся к птице. С этого момента он пошёл на поправку и скоро выздоровел совсем. Соседи приходили и спрашивали, чем вылечили мальчика и потом тоже стали делать таких же птиц. Вот так эта птица стала символом света весны и жизни, хранительницей домашнего очага. (Легенда взята из книги Миловского «Скачи, добрый единорог.») Все мы привыкли к традиционным птицам счастья, сделанным из сосновой дранки. Мы немного переработали конструкцию птиц, приспособив её к своему материалу — бересте. Наши птицы украшены изящной прорезной резьбой и тиснением. Они подвешиваются на нитках и колеблются от малейшего движения воздуха.
Сувенирные напёрстки.
Идея сувенирных напёрстков была подсказана нам Ольгой Малышкиной, которая работает вместе с нами. Она коллекционирует напёрстки из разных стран мира. Оказывается, заграницей существует целая индустрия изготовления сувенирных напёрстков из разных материалов. Существуют люди, которые их коллекционируют. Они все связаны между собой и постоянно обмениваются экспонатами. И чтобы пополнить свою коллекцию, Ольга предложила для обмена напёрстки из традиционно русских материалов — дерева и бересты, которые мы делали для неё.
Напёрстки делаются двух видов: берестяные и деревянные с наклеенной резьбой из бересты. Сюжетом для этой резьбы сначала был традиционный русский растительный орнамент. Потом на боках напёрстков появились рыбы, звери, корабли, китайские пагоды и даже абстрактные рисунки. Коллекционерам из других стран было любопытно узнать побольше о загадочной России. Поэтому они охотно заказывали напёрстки с видами старинных русских городов.
Вместе с напёрстками мы делаем и берестяные туфельки, которые можно использовать в качестве игольниц.
Стендовые модели старинных парусников.
Идея маленьких кораблей тоже пришла из детства. Наверное, в каждом из нас есть любовь к морю, к необозримому водному пространству, к белым чайкам и легкокрылым парусникам. Отец мой вырос на берегах Сиверского озера и ещё мальчишкой плавал на земснаряде, которым командовал его брат, по нашим северным рекам. И как ему хотелось иметь настольную модель корабля, сделанную со всеми подробностями.
Практическое осуществление этой идеи началось тогда, когда мой друг Олег Есаулов принёс мне чертежи кораблей из приложения к «Юному Технику». Они предназначались для вырезания из бумаги. Вооружившись этими чертежами, мы сделали свой первый корабль — каракку. Нас привлекло то, что проморённая и протёртая растворителем береста хорошо имитирует доски корабельной обшивки, сделанной из потемневшего от времени дуба. Мы можем предложить такие корабли как: галион, фрегат, китайская джонка, каравелла, поморская ладья.
Мы, конечно, не претендуем на точность копии. По правде сказать, мы так и не разобрались до конца во всех тонкостях корабельного такелажа. Но образ корабля, легко летящего по волнам под наполненными ветром парусами, как нам кажется, у нас получился.
Архитектурные композиции.
Мы живём в городе Новоуральске. «Город — сказка» — сказал про него кто-то. «Город — бумажный макет» — говорим мы. Он весь такой чистенький, новенький, аккуратненький. В нём нет ничего случайного,хаотичного, всё строго по плану. Наверное, эта «макетность» места, где мы живём, и подсказала нам идею берестяных домиков, берестяных городков. Домики делаются на основе берестяной развёртки, украшаются резьбой и тиснением. Они могут подвешиваться на шнуре или просто стоять на столе. Наши домики выполнены в разных архитектурных стилях. Здесь и классицизм, и готика, и модерн и конечно эклектика.
Из таких домиков мы собираем свои городки. Первый такой городок «Цветочный город» мы сделали совместно с ученицей нашей Детской Художественной Школы. Это была её дипломная работа, которую вела Аля.
В этом городе есть всё: дома, речка, дорожки, мощёные камнем, фонари и огромные цветы на заднем плане. И пусть ваше воображение населит этот маленький мир весёлыми коротышками.
Куклы, игрушки, домовята.
Декоративные бутылки.
Идея декоративных бутылок — это сочетание фактур бересты и стекла. Светлая чуть шершавая береста и гладкое тёмное стекло. Эти два материала прекрасно дополняют друг друга. Мы используем в своих работах интересные по форме бутылки из тёмно — зелёного, синего, коричневого стекла. Хорошо, что сейчас появилось очень много разнообразных бутылок. Иногда приходится на тонком алмазном диске спиливать горлышко. Затем бутылка оклеивается берестой. Когда бутылка уже оклеена, в неё вставляется пробка. Наши пробки склеены из двух частей — пробковой и деревянной. В пробке сверлится отверстие, куда вклеивается деревянный «набалдашник». Такая пробка герметично закупоривает бутылку и легко открывается.
Первой нашей бутылкой был «Подводный мир». На тёмно — зелёное стекло были наклеены рыбки, затонувший корабль, водоросли, песчаные холмики. Элементы, наклеенные на обратной стороне бутылки, просвечивая сквозь стекло, создавали размытые, таинственные «подводные» тени.
Теперь мы можем делать декоративные бутылки практически с любым сюжетом.
Декоративные панно и аппликации.
Мы начали делать панно с триптиха, посвященного монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Эту работу мы выставляли на выставке «Весна пасхальная» в нашей ДХШ. Незадолго перед тем мы побывали в монастыре и нам очень понравились его деревянные храмы на фоне узорно переплетающихся ветвей и стволов леса. Бревенчатые храмы и дома очень хорошо «подходят» под бересту. От всей картины исходит тёплый золотисто — коричневый умиротворяющий свет.
В наших работах мы создаём эффект небольшой «глубины», когда на стекло, вставленное в рамку перед картиной, накладываются ажурные резные элементы, как бы создающие передний план, основной же рисунок виден за стеклом, на заднем плане.
Таким способом мы создаём в основном пейзажи: дома, скалы, гладь воды, журавли в камышах, сельский храм на пригорке.
Другим видом берестяных аппликаций стали миниатюрные аппликации — подвески без рамок. Их идея исходит от проекта «Северный диалог», который осуществляет Екатеринбургский Дворец Молодёжи. Мы с нашими детьми участвовали в этом проекте, и первая серия наших работ в этом проекте была связана с северной, ханты — мансийской тематикой. Называлась она «Охотничьи амулеты». Например «Ворона — птица весенняя». Северные народы считают ворону вестницей весны. Первый день весны у них так и называется вороньим. «Жертвенный медведь», «Лисы», «Осётр» — всё напоминает о мире северной тайги, тундры, о быте, занятиях и верованиях северных охотников и рыбаков.
В этих работах мы впервые начали применять акриловые краски.
Потом тематика наших работ расширилась и включила в себя самые разнообразные сюжеты.
Православная тематика.
Мои предки были старообрядцами. Старообрядцы предпочитали литые латунные образки, иконки, крестики. Они их любили больше, чем писанные на дереве, потому что существовало поверие, что латунные образки прошли «очищение огнём» во время плавки. У моей бабушки была такая латунная иконка «Преображение Господне». На ней сохранилась кое- где эмаль. Однажды в храме я увидел латунный крест, тоже украшенный эмалью. Меня привлекло то, что низкий рельеф и фактура этих икон и крестов напоминает тисненую бересту. Это подсказало нам идею довольно большого креста, сделанного из дерева с берестой. На деревянную основу наклеены вырезанные из бересты изображения Спасителя и предстоящих. Эти изображения дополнены акриловыми красками.
Еще одно отражение православной темы в наших работах — это пасхальные яйца из бересты. Пасхальные яйца были издавна популярны среди русских людей. Они делались из разных материалов, вплоть до золота и бриллиантов. Вот и мы решили внести свою лепту, и сделать пасхальные яйца из бересты. Сначала мы расчертили скорлупу яйца на восемь равных долек и по одной из этих долек сделали шаблон. На каждой доле выполнена резьба, на двух из них вырезаны буквы «Х» и «В». Ажурное, легкое яйцо установлено на подставку, которая украшена тиснением.
Блокноты и футляры для книг.
Женские украшения.
Макет русского подворья 17 века.
Нам было предложено сделать макет дома для городского музея. Это должен быть дом того типа, в котором жили наши предки — уральцы. Мы остановились на усадьбе 17 века, когда русская колонизация Урала вступила в новый этап. Тогда на Урале стали появляться первые металлургические заводы. Наша усадьба — это несколько строений, сгруппированные вокруг двора. Дом, амбар, хлев, сеновал, крытый двор, колодец. Образцом для нашего макета стал дом моей бабушки. Он построен примерно по такому же принципу.
Все строения сделаны из обточенных на токарном станке палочек. Этих палочек для строительства понадобилось около двухсот. Их мы точили всей семьёй. Даже наш сын Саша стоял за токарным станком. Затем мы выбирали в каждой палочке продольный паз и собирали из них «сруб». Сверху дом накрывает двухслойная тесовая кровля.
Декор дома выполнен из бересты. Это резные ставни, причёлины, «полотенца».
Из дерева было бы сложно вырезать столь мелкие детали. А береста прекрасно имитирует пропильную резьбу, которой наши предки украшали свои дома.
В интерьере дома всё разделено на зоны. Их две — «красный угол» и «печной угол». В красном углу божница, под которой стоит стол. В печном углу печь, дрова, ухваты, кадушки. Вдоль стен тянутся широкие полки и лавки. Весь интерьер можно рассмотреть, так как у дома нет одной стены.
Все постройки увенчаны специально выдолбленными «брёвнами», на концах которых вырезаны забавные птичьи головки.
Сувениры на магнитах.
Сувениры на магнитах теперь стали самостоятельным направлением нашей работы. Однажды кто-то из нас увидел в витрине киоска ярко раскрашенные пластмассовые сувенирчики. По-моему, это были рыбки. Долго эти красивее пестрые рыбки украшали наш холодильник. Потом потерялись. Но они натолкнули нас на мысль сделать что-то подобное из бересты. Так появились берестяные бабочки на магнитах. Почему именно бабочки? Просто, в детстве я часто ходил с отцом ловить бабочек. Засушенных бабочек я накалывал на булавки, а булавки втыкал в лист пенопласта. Эта коллекция долго пылилась у меня на шкафу. Потом бабочки раскрошились, и их пришлось выкинуть. Теперь мне безумно жаль погубленной красоты.Чтобы сделать бабочку-магнит, мы сначала перерисовываем бабочку из справочника и перерабатываем рисунок на ее крыльях так, чтобы он подходил под резьбу. Режем, дополняем резьбу подкрашенным тиснением и потом слегка подкрашиваем акриловыми красителями. Под конец приклеиваем на оборотную сторону небольшой магнит.
Сначала были бабочки, кувшинчики, потом появились и другие темы. Начиная делать сувениры на магнитах, мы и не предполагали, что существует целая отрасль коллекционирования – мемомагнетика. Существует немало людей, коллекционирующих сувениры на магнитах. Некоторые коллекционируют всё подряд, другие по темам. Есть и люди, которые делают для таких коллекционеров авторские магниты. Мы только начали заниматься магнитами, но уже сейчас понятно, что мемомагнетика – дело перспективное. Существует громадное разнообразие тем для сувениров, которых еще не касались наши руки. Сейчас мы будем работать над темой «Города Урала». Нам бы хотелось донести до людей скромное очарование нашей малой родины.