Однажды мы поехали в лес валить дерево. Подрубили большую осину и стоим, смотрим, как она падает. Падая, осина зацепила своими сучьями стоящую рядом берёзку. Берёзка переломилась, и мы с удивлением увидели, как в месте слома от её ствола отделился большой кусок бересты. Никто его даже не сдирал, сам отвалился.
Вот так же, подумалось тогда мне, открыл для себя бересту и древний человек. Взял он кусок бересты, провел пальцем по его гладкой , чуть влажной поверхности, принюхался к сладковатому запаху его — запаху берёзового сока. И понравилась ему береста. И унёс он её в своё стойбище, чтобы никогда уже с ней не расставаться.
Развивался человек, и всё больше полезных свойств находил он у бересты. Узнал он, что береста не только красива, но и обладает водоотталкивающими свойствами, поэтому человек стал покрывать ею крыши своих шалашей, затем домов. Узнал, что береста очень долго не гниёт. Благодаря этому её свойству мы знаем, как жили люди в древнем Новгороде.
В средние века люди использовали кусочки бересты вместо бумаги. Бумага или пергамент были очень дороги, а береста всегда была под рукой. Люди писали на бересте свои записки, деловые письма, хозяйственные распоряжения. Дети в школах использовали кусочки бересты вместо тетрадей. Семьсот лет пролежали эти кусочки в земле и не сгнили.
Примерно к тому же времени , к тринадцатому веку, относятся найденные на новгородской земле фрагменты туесков. По конструкции эти туески не отличались от современных и были украшены красивым резным орнаментом. Кстати, туесок — это берестяной сосуд или круглая коробочка из бересты с двойными стенками. Наши предки делали туески разных размеров от крохотных солоночек до огромных, вмещающих до пуда муки. Это была самая распространённая посуда в деревенском быту. В туесках хранили молоко, квас, муку, крупу, солили грибы. Туесок каждый крестьянин мог сделать сам. Инструменты для этого нужны были несложные, а материал был всегда под рукой. Туески делали везде, где в России рос березовый лес.
Летом , в жаркий июньский день выходил человек в лес валить берёзу. Выбирал белую и стройную, без чёрных наростов. Свалив дерево, распиливал его на чурки. Взяв чурку, человек вставлял между корой и деревом твёрдый деревянный клин или специальный инструмент — сочилку. Лезвие сочилки длинное плоское и чуть изогнутое, но не заточенное. Отделив кору, древесину выколачивали. В руках у человека оставался пустой берестяной «стаканчик» — сколотень. С других берёз бересту снимали пластом. Для этого берёзу не валили, а просто надрезали бересту вдоль ствола и отдирали лист бересты от дерева. Из сколотня делали внутренний слой туеска, а из пластовой бересты делали слой внешний. Он назывался «рубашкой». Так получалась двухслойная заготовка, которую распаривали и вставляли круглое дно, выточенное из дерева.
Постепенно в России сложились центры народного промысла, где мастера делали свои изделия не только для себя и своих односельчан, но и для продажи. Эти центры располагались в тех местах, где, во-первых, было много березового леса, а во-вторых, там, где близко проходили оживлённые торговые пути. Один из таких центров сложился и у нас на Урале. Это Нижняя Салда. Здесь у людей было своё разделение труда. Сначала за дело брались лесорубы. Они выходили в лес и вместе с заготовкой дров снимали с березы сколотни. Я читал в старинной книге, что сколотни заготавливали тысячами и стоили они копейки. Потом за дело брались мастера-туесочники. Они брали сколотень, оборачивали его сверху вторым слоем, «рубашкой». Края «рубашки» соединялись с помощью «замка». Верхний край сколотня загибался наружу, а нижний край укрепляли специальным пояском. Затем заготовку распаривали и вставляли круглое дно. Высохнув, стенки туеска так плотно сжимали дно, что ни одна капля воды, налитой в туесок уже не могла просочиться наружу. Затем сверху надевали деревянную крышку. В крышке проделывали два длинных отверстия, в которые вставляли ручку, согнутую из черемухи. Донья для туесков делались из кедра, а крышки из берёзы.
Для того чтобы сделать дно или крышку, мастер брал берёзовую или кедровую заготовку и большим двуручным ножом обтачивал её, прижимая заготовку к себе. Чтобы не пораниться при работе, мастер надевал на грудь огромный деревянный нагрудник, который защищал его грудь и живот. Потом эту операцию стали выполнять на токарном станке.
Готовый туесок украшали тиснением с помощью металлических штампов. Сначала штампы были простыми: кружочки, полоски, дорожки, ромбики. Потом появились цветочки, птички, домики. Используя набор штампов, можно было оттиснуть на бересте довольно сложный рисунок. По штампу сверху ударяли молоточком, и на бересте оставался красивый и отчётливый отпечаток. Впервые такой способ тиснения был описан в дневнике Болотова, который посетил Великий Устюг, один из центров берестяного промысла, в 18 веке.
Некоторые из туесков потом расписывали. Их расписывали в Нижнем Тагиле. Роспись туесков во многом была сходна со знаменитой тагильской росписью металлических подносов. Самым распространённым сюжетом росписи был букет «тагильских розанов» — пышные, яркие цветы в обрамлении листьев и травинок. Расписанные и тиснёные туески с Урала расходились во все концы огромного российского государства, много их продавалось на ирбитской ярмарке.
Славились своей берестой также Русский Север — Вологодская и Архангельская области, Сибирь и Зауралье. Эти традиционные центры промысла сохранились и до сих пор.
При обработке бересты использовались три основных способа: уже упоминавшиеся здесь тиснение и роспись, а также плетение и резьба. С помощью плетения делали солонки, короба, корзины, сумки-пестери. Резьбой украшали шкатулки, табакерки, накладки деревянных сундучков и многое другое. Резьба выполнялась одним ножом-косячком. Все элементы резного узора были соединены между собой. В отверстиях узора просвечивал нижний слой. Иногда в качестве нижнего слоя использовали подложенную фольгу разных цветов. Такой способ украшения бересты почему-то не был распространён на Урале. Очень много резных берестяных изделий делалось в Великом Устюге, вернее в деревнях вокруг него. По имени одной из таких деревень этот берестяной промысел так и называется «шемогодская береста». Сюжеты для резьбы были сходны с сюжетами других северных промыслов — резьбы по кости и «северной черни».
Технический прогресс нанёс серьёзный удар берестяным промыслам по всей России. Туески уже не нужны были в таком количестве. Их перестали использовать как посуду. Гораздо проще и дешевле было купить термос, банку, пластмассовый стаканчик. Закат промысла был для многих мастеров личной трагедией. Я сам слышал рассказ про одного старого мастера в Салде, который ходил и уговаривал молодых людей перенять его умение. Так и умер старик, никого не найдя.
Но не погиб древний промысел, он просто изменился, приспособившись к времени, в котором приходится существовать. Теперь берестяные изделия — это уже не посуда, а предметы декоративно-прикладного искусства. И изготавливают их в основном художники-прикладники. Их много, таких художников. Наверняка в каждом крупном городе есть кто-то, кто занимается берестой. Многих из них я знаю лично, у кого — то видел работы на выставках. В их умелых руках промысел продолжает жить.
Сейчас берестяной промысел как бы разделился на два независимых друг от друга потока. Один поток — это большие цеха, даже, может быть, фабрики по производству берестяных сувениров. Такие производства есть, например, в городе Лесном, есть в Томске, в Шадринске, может ещё где-то. Технология производства в таких цехах везде похожа. Это штамповка. Она представляет собой развитие того древнего традиционного тиснения, о котором я упоминал ранее. На бересте делается оттиск, используя пресс и металлический штамп. Рисунок на штампе может быть очень сложным и красивым. Современные технологии позволяют сделать это. Потом штампованные заготовки обрабатываются морилками, склеиваются, собираются. Ассортимент богатейший. Подобными изделиями завалены полки многих магазинов.
И второй поток — это мастера, которые сами делают что-то. Нет у них штампов, которые, кстати, стоят довольно дорого. Нет разделения труда, когда художник только делает эскиз, а остальную работу от заготовки бересты до сборки готовых изделий делают рабочие. Эти люди всё делают самостоятельно. К таким мастерам относимся и мы. Нам трудно конкурировать с большими производствами. Люди часто спорят, какие изделия лучше. Выполненные вручную с помощью нехитрых инструментов или штампованные. Наверное, их нет смысла сравнивать. Каждое из направлений имеет свои неограниченные возможности и интересно по-своему.