береста

Мастерская бересты Гуриных это изделия из бересты, резная береста, различные сувениры из бересты, а также всевозможные берестяные туеса, хлебницы из бересты, берестяные подносы, птицы счастья с резными берестяными крыльями, обработка бересты.

магазин береста

На этих страницах можно береста купить, купить изделия из бересты, купить берестяные сувениры, а также заказать берестяные изделия (береста на заказ).

Православные праздники
Статьи. Береста

Берестяные «грамоты».

Все мы знаем, что берестяные грамоты были распространены в древнем Новгороде.
На небольших кусочках бересты новгородцы писали свои деловые письма, записки, распоряжения по хозяйству. Эти небольшие кусочки бересты стали так широко известны потому, что с их помощью мы, отдалённые потомки, узнали о подлинной жизни наших предков.

Грамоты – это ведь не летописи, которые писались по заказу власть имущих и ими же потом редактировались. Этот голос самих людей, не подверженный цензуре. Часто людей небогатых – торговцев, ремесленников, крестьян, очень многие из которых в Новгороде были грамотными. Прошлое говорит с нами сухим и шуршащим берестяным языком.

И когда нам заказали первую «грамоту», мы сначала удивились, а потом восприняли это как должное. Если люди просят – попробуем сделать. Естественно, наши «грамоты» это уже не те маленькие кусочки с хозяйственными записками. Это довольно большие листы, которые можно подарить кому-нибудь на юбилей, повесить на стену как сувенир. С соответствующим содержанием.

Как писались древние грамоты? Брался маленький и чистый кусочек бересты без наростов. Грамотки были маленькими потому, что большой чистый кусочек без наростов не найти. На нём железной или костяной палочкой продавливались буквы. Буквы получались угловатыми. Текст писался на «белой» стороне бересты. Это довольно трудно, требует усилий. Попытайтесь сами продавить какую-нибудь надпись острой палочкой или шилом на «белой» стороне бересты, и вы увидите, что и у вас получатся такие же неряшливые и угловатые буквы, как у древних новгородцев. Каллиграфия не была свойственна берестяной письменности. Каллиграфами в древней Руси были другие люди, в распоряжении которых был дорогой пергамент, перо и чернила.

Тексты, которые нам заказывали, показались нам поначалу просто огромными. Это уже не: « пошли человека на коне забрать что-то…». Это довольно большие по объёму документы. Например, знаменитое письмо запорожцев турецкому султану. Причём, они должны быть написаны довольно крупным шрифтом, чтобы их можно было прочитать, не поднося близко к глазам.

Большие тексты и крупный шрифт требовали и больших кусков бересты. «Белая» сторона для этого уже не годилась. Пришлось переходить на «жёлтую» сторону. На ней небольшие наросты не так заметны. Если на «белой» стороне наросты чёрные или тёмно-коричневые и резко выделяются по цвету среди белого фона, то на «жёлтой» они имеют примерно тот же цвет и менее заметны. И продавливать бересту острой палочкой мы не стали. Решили «упростить» себе работу и пользоваться «термическим пером» - выжигателем.

Однажды в детстве на чердаке я нашёл старую чернильницу-непроливайку. Это была довольно тяжёлая и непонятная штучка, сделанная из толстой коричневой пластмассы.
-Что это?- спросил я у родителей.
-А это чернильница, мы из таких писали- сказала мне мама.
А отец добавил, сказав, что раньше дети писали гораздо красивее и аккуратнее, потому что пользовались перьевыми, а не шариковыми ручками.
-Вы сейчас пишете как курица лапой, а мы писали пером, писали с нажимом, поэтому и почерк у нас был красивый и аккуратный.
Глядя на отцовский почерк, я никогда бы не подумал, что он когда-то в детстве писал « с нажимом».

Писать «с нажимом» значит регулировать силу, с которой перо прижимается к бумаге. Благодаря этому линии получаются разной толщины, совсем не так, как у шариковой ручки. Зачем я всё это говорю? А затем, что, взяв в руки прибор для выжигания, мы как раз и почувствовали, что значит писать «с нажимом». Можно легко-легко прикасаться к бересте. Тогда линия будет тоненькая и коричневая, едва намеченная. Если нажать посильнее, то линия будет толстая, сочного чёрного цвета. Только тут главное не переусердствовать. Если нажмёшь слишком сильно, то тоненький верхний слой будет гореть и пузыриться.

Пока мы освоили только один вид шрифта, как мы его называем «обыкновенный». Но это не беда. Зато мы знаем, в какую сторону развиваться. Шрифтов существует множество, и мы будем осваивать новые. Кстати, писать грамоты на «жёлтой» стороне бересты проще, но на «белой» буквы получаются красивее, более яркими и контрастными.
Надо будет попробовать и «белую» сторону, а наросты на бересте можно закрывать красивыми декоративными накладками.

С чего же начинается каждая новая берестяная «грамота»? Она начинается с эскиза в натуральную величину. Мы склеиваем несколько листов бумаги, расчерчиваем и пишем весь текст точно такими же буквами, как потом мы будем писать на бересте. Это нужно для того, чтобы точно определить размер будущего изделия. Затем необходимо найти лист бересты подходящего размера. Это непросто, особенно если размер грамоты довольно велик. И когда лист наконец найден, его нужно расслоить, обрезать по размеру и счистить с белой стороны наросты. То есть сделать то, что делается всегда и с любым листом бересты.

Когда лист подготовлен, нужно расчертить его. Берём самый мягкий карандаш, размечаем и вычерчиваем множество строчек сверху донизу. Почему самый мягкий? Потому что карандаш потвёрже будет бересту царапать и продавливать. И стереть его мы потом не сможем. От твёрдого карандаша остаются на бересте углубления.

Теперь начнётся самое главное. Начинаем писать. Тут очень важно не ошибиться, не пропустить букву, не написать лишнего. Исправить ошибку трудно, почти невозможно. Тут ведь не возьмёшь «штрих» и не замажешь, как на бумаге. А найти новый большой и чистый лист бересты тоже проблематично. Поэтому стараемся, работаем медленно, часто себя проверяем. Ручка выжигателя очень сильно нагревается и начинает жечь пальцы. А на «перо», на саму нихромовую проволочку, которой пишем, потихоньку налипает дёготь. Он тёмно-коричневый, густой и смолистый. Он высыхает, и на проволочке образуется корка, которую время от времени нужно счищать тупым ножом.

Ну вот, вроде всё и написано. Теперь остаётся всё ещё раз проверить и стереть карандаш. Дальше будет работа чисто декоративная. Надо будет украсить поля грамоты. Украшаем обычным способом, как и многие другие берестяные изделия. Делаем резные берестяные накладки с подкрашенным тиснением. Можем добавить декоративную оплётку по краю. Накладки подклеиваем, если нужно, подшиваем берестяными полосками. Вот теперь грамота готова. Её можно вставить в рамку, поместить в футляр или просто повесить на стену.


Перейти в фотоальбом Разные работы

Просмотров: 7815 | Рейтинг: 5.0/1 
Дата: 13.09.2010 | Пользователь: береста
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Шкатулка
Туеса, хлебницы, солонки
Наверх | Береста Workshop | О нас | О промысле | Мастерская | Галерея | Мастер-класс "Береста" | Связь
Проза.ру. Произведения Александра Гурина
Форум Новоуральска
Художественная резьба по дереву
Коллекция колокольчиков
© Beresta Workshop, 2007-2024 
© Гурин Александр Вячеславович 
© Гурина Альфия ВикторовнаРазработка сайтов, фотограф, г.Москва: Александр Сафонов
Сайт управляется системой uCoz
•Beresta Workshop• 
Главная