Пряничные доски нам предложила сделать Наталия Шалина. Она состоит в клубе «Кладезь», который объединяет творческие семьи города, увлекающиеся русскими фольклорными песнями и танцами. Членов этого клуба интересуют не только песни и танцы, но и всё, что относится к традиционному русскому быту. Народные костюмы, музыка, ремёсла обычаи и традиции. И, естественно, члены клуба «Кладезь» не смогли пройти мимо такой яркой и запоминающейся детали русского быта, как пряничные доски. Пряники на Руси пекли всегда. С глубокой древности до наших дней. Помните, у Пушкина: Пьёт она заморские вина, Заедает пряником печатным. Это из «Золотой рыбки». А кто там так по-царски ел и пил? Конечно, старуха, ставшая царицей. Вот для таких пряников печатных и нужны доски. С них пряники и печатают. Раньше и книги печатали с таких же резных досок, пока не появились наборные шрифты. В древности печатные пряники были доступны только государю и его приближённым. Их подавали на царских пирах. Адам Олеарий, описывая своё путешествие в Россию, упоминал печатные пряники. Царь Алексей Михайлович угощал ими в палатке своих гостей после охоты. Потом с ростом благосостояния, пряники стали доступны всем. Существовали печатные пряники на любой карман. А для царей стали делать пряники огромных размеров. С двуглавыми орлами и дарственными надписями. Размеры таких пряников достигали 70 сантиметров. Разнообразие пряничных досок было богатейшее. В одной только фабрике в Городце было около двухсот различных пряничных досок. Кстати, в наши дни традиция делать огромные пряники сохранилась. Не так давно в Туле был выпечен пряник длиной более двух метров. Он был занесён в книгу рекордов Гиннеса. Правда, ел его уже не царь-государь. Это чудо кулинарии отправили на съедение в детский дом. Пряники выпекали по всей территории России, но главных центров производства печатных пряников было три. Это Тула, Городец и Вязьма. Там же жили и мастера-резчики, делавшие деревянные пряничные доски.Разнообразие сюжетов пряничных досок было огромнейшее. Тут и петушки, и рыбы, и терема, и корабли. Я даже видел пряник в виде парной фигурки кавалера и дамы. Пряники украшались надписями. «Кого люблю, тому дарю», «Сей пряник с анисом и мёдом» или даже «В дар Его Императорскому Величеству государю Николаю Александровичу». В наши дни надписи стали более короткими. Просто «Тула» или «Городец». Или «Сказы Бажова». Так вот, решил и я принять участие в старинной русской кулинарной традиции. Доски раньше делались из липы. Или из дерева более крепкого, если нужно было с них отпечатать много пряников. Они были очень красивы и вешались на стену. Представляете, как красиво было на пряничных фабриках, где стены были завешены резными досками. У нас производство пряников явно не поточное, поэтому я решил резать доски из липы. В моём распоряжении было довольно много липовых дощечек размером 15х10, 10х10, и 20х20 см. Толщиной они все были более 2см. Этой толщины было вполне достаточно. Пряник ведь получается довольно плоский, около сантиметра или чуть больше в толщину. Для первого пряника я выбрал рыбу. Естественно, я её придумал не сам, срисовал с фотографии. Подобными фотографиями меня Наталья снабдила щедро. Главная трудность в изготовлении пряничных досок – это то, что приходится резать в зеркальном отражении. Где на прянике должна быть выемка, там на доске выпуклость. Нужно обладать пространственным воображением, чтобы представить, как будет выглядеть пряник, отпечатанный с твоей доски. Я нарисовал эскиз на дереве. И стал резать. Сначала нужно было выбрать всю форму. Прорезав края ножом-косяком, выбираю углубление полукруглыми стамесками. Пришлось повозиться с «улыбкой» и глазом. На прянике они вдавлены, значит, на доске на месте улыбки и глаза должны быть выпуклости. Я углубил место вокруг улыбки и глаза, а их оставил выше фона. Потом вырезал хвост и плавники. Они были прорезаны не так глубоко, как туловище. Края плавников и хвоста я сделал волнистыми с помощью той же полукруглой стамески.. Зашкурил. Потом прорезал жабры и чешуйки. Ещё раз зачистил шкуркой все огрехи. И пропитал доску маслом. Это делается для того, чтобы тесто к доске не прилипало. Предки даже проваривали пряничные доски в масле полностью. Погружали в кипящее масло и держали некоторое время. Очень жалко теперь, что не догадался заснять все этапы изготовления пряничной доски. Когда буду делать очередную доску, обязательно всё сфотографирую и выложу здесь. Захотелось сразу же попробовать испечь пряник. Мы с Алей нашли рецепт теста, замесили, отпечатали, поставили в духовку. Рецептов теста в Интернете много. Можно воспользоваться рецептом с сайта Максима Сырникова. http://www.syrnikov.ru/Mycookery/Prjanik.html Он, кстати, сделал свой пряник от начала до конца. От доски до поливки глазурью. Пряники у нас получились вот такие. Тогда же мы поняли, почему печатные пряники были царским угощением. Для них нужно много мёда. Чем больше мёда, тем тесто твёрже и вкуснее. Это дорого. Потом мы узнали, что мёд можно заменить жжёным сахаром. Но такие пряники уже не полностью настоящие. Настоящий пряник, он «одномёдный». На одном меду то есть. Без всякого сахара. Даже слово было у предков специальное для обозначения настоящих пряников. Выпекли мы пряники и почти сразу же съели. Только и успели сфотографировать. После первой рыбы я стал делать пряники круглые. Их делать было проще. Круглую выемку сделать легче. Это ведь уже не вручную, а на токарном станке. Резцом прорезались только узоры. Все они сделаны на основе трехгранно-выемчатой резьбы. Я сделал несколько разных пряников, И последняя на этот момент законченная работа – это осётр, свёрнутый колечком. Тоже очень традиционный сюжет для резьбы пряничных досок. Осетра делали, наверное, потому, что хотели подчеркнуть высокую ценность пряника. Драгоценная рыба – драгоценный пряник. Здесь я уже применил технические средства. Выбирал и зачищал фон с помощью фрезы, вставленной в патрон сверлильного станка. Есть у меня и незаконченные доски. До них я тоже когда-нибудь доберусь. Перейти в фотоальбом Пряничные доски, пасочницы, деревянные фигурки |