У моего любимого писателя Бориса Шергина есть такой рассказ «Рождение корабля». Детство писателя прошло в Архангельске среди мореходов и кораблестроителей. Его отец был капитаном. И он с товарищами решил построить свой собственный корабль. Постройка корабля была самым ярким и красочным детским впечатлением будущего писателя. Шергин подробно описывает этот творческий процесс, любуясь каждой его деталью. От заложения киля до самого спуска корабля на воду. В его рассказе плеск волн и крики чаек, запах смолы и сосновых стружек. Красота и простор неба и моря. Вслед любимому автору и я решил описать создание корабля, вернее, его берестяной модели. Описать подробно с фиксацией на фото каждого этапа. Построить кораблик – дело непростое. Требует терпения и настойчивости. Посмотрите, какой длинный ряд недоделанных кораблей всех типов и размеров. Это всё «летучие голландцы», на достройку которых у их создателей не хватило терпения. Наша знакомая Маша Свалухина, студентка УГАХА и одна из администраторов нашего сайта, решила построить кораблик для подарка. Мне это показалось удобным случаем для составления подробного описания работы. Работа взрослого человека более качественна и красива, чем работа детей, да и менее растянута по времени. Поэтому именно ёе лучше фотографировать в качестве пособия. Все работы проводились в нашей мастерской в СЮТ города Новоуральска. Начались они в начале февраля 2009 года и продолжались около двух месяцев. В рассказе Шергина есть похвальное слово строителю корабля Конону Ивановичу Второушину по прозвищу Тектон. В переводе с норвежского это прозвище значит «строитель». Он, корабельный мастер делал чертежи и руководил постройкой судна. Он был главным, от него зависело всё. В том числе и жизнь моряков, которые поплывут на построенном им корабле. Конон Иванович был мастером отменным, знаменитым. Кораблям, построенным его рукой, не страшны были штормы и льды неласкового Белого моря. Будет такое похвальное слово и у меня. Я хочу выразить свою благодарность двум людям, без которых наша сютовская «верфь» никогда не начала бы работу. Первый- это мой друг Олег Есаулов, который надоумил нас сделать первую модель корабля, пользуясь чертежами из приложения к «Юному Технику». Второй – это В.Луцкевич из Минска. Жаль, что я не знаю ни полного имени, ни отчества этого человека. В Интернете есть Луцкевичи, да всё не те. Луцкевич – это автор чертежей всех наших кораблей. Именно он писал статьи для приложения и чертил детали кораблей. Эта работа кажется мне сложнейшей, особенно вычерчивание развёрток для бортов. Только благодаря его труду мы и делаем свои корабли. Построение корабля начинается с выбора его размера. У нас есть ксерокопии чертежей корабельных деталей. Они трёх размеров. Самый маленький размер – это тот, что был в приложении. Мы скопировали оттуда чертежи один к одному. Размер средний – увеличенный в полтора раза, и в два раза – большой. При использовании чертежей большого размера корабль получается более 60 сантиметров в длину и примерно столько же в высоту. Чертежи корабельных деталей Маша выбрала галион большого размера. Дальше начинается изготовление каркаса. Каркас состоит из киля, двух горизонтальных полуплоскостей и шпангоутов. На модели галиона шпангоутов 14 штук. При изготовлении маленького корабля каркас делается из толстого картона, на средних и больших кораблях – из ДВП. На ДВП мы и будем через копирку переносить детали каркаса. Из листа ДВП электрическим лобзиком выпиливается киль. В нём делаются вертикальные пропилы для шпангоутов. Ширина этих пропилов должна быть немного больше чем толщина ДВП. Потом, уже обыкновенным ручным лобзиком выпиливаются шпангоуты. В некоторых шпангоутах есть большие проёмы. Их лучше выпилить электрическим лобзиком, предварительно просверлив отверстия для пилки. Теперь нужно вставить шпангоуты в пропилы на киле. Шпангоуты на чертеже все пронумерованы. Эти номера нужно перенести и на выпиленные заготовки. Номера шпангоутов увеличиваются от носа к корме. Например, первый от носа шпангоут имеет номер 40. Его и нужно вставить в первый пропил на киле. Дальше номера идут по порядку. 40, 42 и дальше до 51-ого. Установив все шпангоуты, выпиливаем и вставляем полуплоскости. То есть, собираем каркас без клея. Тут почти всегда возникают трудности. Трудности эти возникают из-за того, что не всегда удаётся точно перенести чертежи на материал. Тогда начинаем подгонять детали друг к другу. Подгонка заключается в том, что приходится расширять и удлинять некоторые пропилы. Каркас собран. Теперь его надо проклеить. Мажем палочкой клей «Столяр»(быстросохнущий ПВА) на стыки деталей. Прямо сверху, не разбирая каркаса. Промазываем все стыки со всех сторон. Если каркас собран плотно, этого вполне достаточно. Если же некоторые пропилы мы при подгонке сделали слишком широкими, то детали каркаса будут шататься. Это, кстати, случается нередко. Шатающиеся части можно склеить с помощью картонных уголков. Собранный каркас и картонные заготовки палуб Пока клей сохнет, надо вырезать палубы. Их шесть. Палубы состоят из двух слоёв – из картона и бересты. Вырезанные картонные и берестяные части склеиваются. Затем береста продавливается шилом по линейке. Делается много параллельных полосок-углублений, имитирующих доски. Затем береста окрашивается раствором марганца или морилкой. После высыхания палубы протираются растворителем. За счёт этого они высветляются, а морилка остаётся только в продавленных углублениях. Можно протереть в одних местах сильнее, в других слабее. Это создаёт эффект старого, потемневшего от времени дерева. Протёртые палубы приклеиваем сверху каркаса. Части шпангоутов, выступающие над палубами, оклеиваем берестой. Протиснённные и проморённые берестяные части палуб Теперь надо залить в полости каркаса монтажную пену. Переворачиваем баллончик вверх дном и заливаем сначала с одного, затем с другого борта. Пену нужно распылять понемногу, заполняя полости менее чем наполовину. При отвердении объём пены увеличивается, и она начинает вздуваться красивыми белыми пузырями, совсем как сливочный крем. Оставляем корабль в таком виде на ночь. За это время пена окончательно затвердеет. Каркас заливается монтажной пеной Зачем нужна пена? Если приклеивать берестяные борта прямо к каркасу, то в тех местах, где под бортами полости, береста будет прогибаться. Пена же создаёт твёрдый, монолитный корпус. Как будто он действительно сделан из дерева. Вот пена засохла. Теперь надо срезать всё лишнее острым длинным ножом. Срезаем излишки пены и зашкуриваем корпус корабля заподлицо со шпангоутами. Над пеной теперь выступает только узкая полоска корабельного киля. Его мы оклеиваем морёной берестой со всех сторон. Корпус корабля. Затвердевшая пена срезана по форме Теперь надо вычертить и вырезать борта. Чертёж борта делим на две части. Нижнюю и верхнюю, ту, что будет выступать над палубой. Сначала переводим на бересту нижнюю часть. Переводим с лицевой стороны бумаги. Это будет левый борт. Правый нужно будет перевести с обратной стороны бумаги для того, чтобы он был зеркальным отражением левого. Нужно перенести чертёж с лицевой на обратную сторону бумаги. Для этого подкладываем под чертёж копирку красящей стороной вверх, потом продавливаем все линии чертежа. Он копируется на обратную сторону бумаги. С обратной стороны бумаги переводим деталь на бересту. Вырезаем оба борта. Здесь надо соблюдать наибольшую аккуратность, так как борта – это самое сложное. Когда нижние части бортов вырезаны, их нужно протиснить, проморить и протереть растворителем, так же, как и палубы, имитируя доски. Потом их надо приклеить к пене. Намазываем клеем «Момент» и пену, и борт, только посредине. Эту середину и приклеиваем. Густо мазать пену клеем не надо. «Момент» пену разъедает. К корпусу приклеены нижние части бортов. Рядом заготовка верхней части Когда середина приклеена, начинаем клеить края снизу вверх. Потом вырезаем верхние части бортов и тоже приклеиваем. Корпус в основном готов. Теперь надо делать подставку. Луцкевич всегда предлагал моделистам сделать подставку на свой вкус. У нас чаще всего подставки стандартные. Это две «рогульки» и «спица». «Рогульки» выпиливаются из доски. Сначала делается бумажный шаблон, повторяющий очертания корабля. По нему делаются две деревянных заготовки. В них сверлятся отверстия, в которые будет вставлена «спица». Сама «спица» вытачивается на токарном станке по дереву. Потом вся конструкция склеивается и покрывается морилкой. Теперь вся работа будет проводиться над кораблём, стоящим на подставке. Сначала надо будет просверлить отверстия в палубах. Их четыре. Для мачт и бушприта. Затем делаются сами мачты. Для мачт заранее напилены квадратные в сечении палочки. Их вставляют в патрон сверлильного станка и шкурят крупной шкуркой. Палочки становятся круглыми. Высота грот-мачты выбирается так. Расстояние от киля до клотика (верхней части корабля.) должно быть примерно равно длине корабля. В это расстояние входят высота корпуса, высота мачты и стеньги (продолжения мачты). Учтите, что нижняя часть мачты должна уйти под палубу. Высота других мачт чуть поменьше. На токарном станке вытачиваются марсы( круглые смотровые площадки между мачтой и стеньгой). Их два на фок и грот мачтах. На бизань мачте марса и стеньги нет. Подобно мачтам делаются реи. На концах мачт, реев и стеньг делаются отверстия около 1мм в диаметре. Это для такелажа. Такие же отверстия сверлятся и в марсах, по четыре с каждого борта. К мачтам приклеиваются реи, марсы, стеньги, потом мачты вклеиваются в отверстия, просверленные в палубе. Подставка готова. Сделаны мачты и марсы Потом нужно сделать руслени. Это такие планки, от которых идут вверх ванты. Русленей шесть. Они приклеиваются к борту позади мачты. В них сверлятся отверстия для вантов. В центральных русленях, позади грот мачты по шесть отверстий, в остальных по четыре. На фотографии хорошо виден фока руслень, от которого уже протянуты вверх ванты. Шьем верхние ванты Маша по профессии ювелир. И вот, она спаяла красивые латунные лестницы, которые будут соединять палубы между собой. На той же фотографии видно, как она устанавливает лестницы. Когда руслени приклеены, начинаем шить такелаж. Такелаж надо именно шить, пользуясь толстой иглой. Начинаем шить ванты от переднего отверстия в руслене. Продеваем в него нитку, завязываем узелок. Тянем нитку сквозь отверстие в мачте под марсом, протаскиваем через руслень на другом борту. Потом через другое отверстие в руслене тянем её через мачту обратно. Потом опять, пока через все отверстия в руслене не будут протянуты нитки. В последнем отверстии нитку заклиниваем крошечной острой щепочкой, смоченной клеем «Столяр». Так шьём все ванты – и нижние, и верхние, те что идут от марсов к самому верху стеньг. К готовым вантам клеим перекладинки-выбленки. Они делаются из отрезков той же нитки. На вертикальную нитку наносим четыре небольших точечных мазка клея. На них клеим перекладинку. Концы её, выступающие за ванты, срезаем или отжигаем выжигателем по дереву. Начинаем шить такелаж Когда ванты готовы, делаем паруса. Берестяные паруса прошиты на швейной машинке. На настоящих кораблях паруса тоже были сшиты из нескольких кусков парусины. По верху парусов самым маленьким пробойником делаем отверстия. За эти отверстия паруса будут подшиты к реям. Такие же отверстия делаем в нижних углах паруса, одно в правом, другое в левом. Паруса подшили, теперь продолжаем шить такелаж дальше. Подшивание парусов к реям Завершение натяжки такелажа Как жаль, что все мы люди совершенно сухопутные, что ни у кого из нас в роду не было Старых Морских Волков. И для меня, например, такелаж- это сплошной тёмный лес. Такелаж даже такого древнего корабля как галион достаточно сложен. Что уж говорить о кораблях более позднего времени, когда парусное вооружение стало ещё более мощным, а такелаж стал сложным невообразимо. Даже глядя на картинку в пособии для моделистов, я не могу в нём разобраться до конца. Я только знаю, что есть такелаж стоячий, а есть бегучий. К стоячему такелажу относятся штаги, ванты и фордуны. Они фиксируют мачту в вертикальном положении, не давая ей упасть. Штаги тянут мачту вперёд, ванты и фордуны – назад. Бегучий такелаж служит для управления парусами. О нём я знаю ещё меньше, чем о стоячем. Я только знаю, что есть шкоты - снасти для поворачивания парусов вместе с реями. И топенанты – снасти для выравнивания реев по горизонтали. Шкоты идут от краёв парусов к бортам, а топенанты от концов реев вверх, к мачте. Вот и все мои познания в морском деле. Как тут не пожалеть, что Морских Волков в роду не было. И я прошу всех, кто понимает в этом больше меня, отнестись ко мне со снисхождением. Завершение работы над кораблём И вот, наступил последний час. Все штаги, шкоты и топенанты натянуты. Теперь мы приклеиваем к вантам два ряда «блоков». Конечно, это не настоящие блоки, а просто берестяные кружочки, вырезанные пробойником. Но делать настоящие блоки, точёные на станке, сказать по правде, уже не было и времени. Близился тот момент, когда Маше нужно будет свой кораблик дарить. Поэтому все последняя часть работы прошла в спешке. И мы многое не сделали из того, что должны были бы сделать. Много не сделали такого, что украсило бы кораблик интересными подробностями. Не сделали мы, например, пушки. Пушки в то лихое время были обязательным атрибутом на всех кораблях. Хоть на военных, хоть на торговых. Обычно мы заказывали пушки токарю, а он их вытачивал из меди или латуни. А совсем недавно мы для пробы заказали пушки железные, воронёные. Но на машин корабль они уже не попали. Вместе с пушками, конечно, не сделали и крышки пушечных портов. Не хватило у нас времени на якоря и брашпиль. И самое досадное, что мы не успели сделать флаги. Что за корабль без флага. Мы осознаём все недочёты своей работы. Она далека от идеала. Но осн6овное-то мы сделали. И, как мне кажется, что вот это описание и фотографии дают некоторое представление о том, как делаются берестяные корабли. Корабль готов Перейти в фотоальбом Модели старинных парусников |