береста

Мастерская бересты Гуриных это изделия из бересты, резная береста, различные сувениры из бересты, а также всевозможные берестяные туеса, хлебницы из бересты, берестяные подносы, птицы счастья с резными берестяными крыльями, обработка бересты.

магазин береста

На этих страницах можно береста купить, купить изделия из бересты, купить берестяные сувениры, а также заказать берестяные изделия (береста на заказ).

Православные праздники
Статьи. Береста
Мастерская бересты Берестяные свитки Береста Наша работа с берестой и детьми.

Наша работа с берестой и детьми.

Мы работаем с берестой более 15 лет. Из них 12 лет в дополнительном образовании. Сейчас мы работаем на Станции Юных Техников города Новоуральска Свердловской области. А начинали мы свою педагогическую деятельность в Детской Художественной школе. Работа с детьми – дело интересное и увлекательное. Правда, и трудностей немало. Ведь заинтересовать своим ремеслом ребенка бывает сложно. Береста – материал непростой. К нему надо привыкнуть. И для того, чтобы что-то у ребенка начало получаться, он должен пройти довольно большой путь. Преодолеть сопротивление материала, который никак не хочет поддаваться твоим рукам. Конечно, педагог поможет. Но для того, чтобы по-настоящему работать с берестой, нужно преодолевать сопротивление материала самостоятельно. И делать это каждый день. Поэтому «выживают» у нас самые настойчивые. Остальные быстро отсеиваются. Для них первые же трудности, первые же неудачи оказываются непреодолимым препятствием. И таких, к сожалению, очень много. Некоторые дети уходят, потом опять возвращаются. Уходят снова. Текучесть «кадров» у нас велика.

Особенностью образования, в том числе и дополнительного в нашем городе в последнее время стало то, что различных кружков, секций и детских объединений у нас много. А число детей сильно сократилось. За детей идёт настоящая битва. Каждая студия старается привлечь их к себе. И далеко не всегда мы в этой битве побеждаем.

Зато как радуешься, встретив ученика, который, преодолев первые трудности, достиг первых результатов. У такого человека появляется уверенность в своих силах и желание совершенствовать мастерство. Он вдруг осознает, что вершины мастерства вполне достижимы.

Работаем мы по собственной учебной программе, которая называется «Возрождение берестяного промысла». Целью нашей программы является развитие личности ребенка через приобщение к основам берестяного творчества. Это развитие личности мы изобразили графически. Вот ребенок на самой нижней ступени. Он ещё не знает, куда пойти. Он на распутье. Налево пойдешь – там улица, водка и пиво. Это путь к деградации. Направо пойдёшь – это путь к совершенствованию мастерства, трудная и высокая лестница, на которую человеку предстоит взойти. Если человек выбрал «правый» путь, то сначала он начинает овладевать мастерством. Это первая ступенька. Потом у него появляются первые результаты. Это вторая ступенька. У человека появляются друзья, он вливается в наш коллектив. Затем у него появляются собственные идеи, проекты, творческие наработки. И, наконец, вершина, когда человек смело может сказать про себя, что он – мастер. Всё это проиллюстрировано на нашем планшете с использованием фотографий детских работ.

Мы никогда не пытаемся требовать от учеников беспрекословного повиновения, навязывать какие-то задания. У нас ведь не спорт. Чрезмерные требования могут отпугнуть детей, и они просто перестанут посещать нашу студию. Очень важно на наших занятиях соблюдение правил техники безопасности. Наша студия оборудована различными станками: токарным по дереву, сверлильным, заточным, циркулярной пилой и рубанком. Есть различные электроинструменты, например лобзик, электрические выжигатели и чайник, который тоже используется в работе (для распаривания бересты). К тому же у нас много очень острых ножей. Работа на всех этих станках и инструментах может быть довольно опасной.

Можно учить технике безопасности по-разному. Можно дать детям читать инструкции, а потом устраивать опрос, что они запомнили, а что нет. Но мы чаще пользуемся другим способом. Перед началом новой, незнакомой для ребенка работы, мы всегда показываем ему безопасные приемы этой работы, а потом смотрим, насколько правильно он эти приёмы выполняет. Например, показываем, как нужно держать токарный резец, а потом проверяем в процессе работы, правильно ли он его держит.

Возможность поработать на станках – это тоже способ привлечения детей в студию. В школах эта возможность у детей значительно меньше. Там многое делать нельзя. У нас же можно почти все. Безусловный запрет только один. Детям запрещено работать на циркулярной пиле и рубанке и пользоваться топором. Эту работу выполняет только преподаватель.

Как нам кажется, очень важна атмосфера теплых дружественных отношений между педагогами и учащимися.. Именно такую атмосферу мы пытаемся поддерживать на занятиях своей студии. Бывает, что у кого-то из детей сегодня просто нерабочее настроение. Может быть, человеку хочется просто посидеть, пообщаться. Мы с пониманием относимся к подобным ситуациям, не заставляем и не подгоняем. Ведь и у нас самих порой бывает нерабочее настроение. Пусть ребенок просто посидит, поговорит. Работу свою можно доделать и потом.

В основном к нам приходят дети подросткового возраста. В этом возрасте для ребенка важно становление своего «я», поиск своего места в этом мире. Человек ищет своё место, общаясь со сверстниками, со взрослыми. Сегодня многие дети испытывают дефицит общения и в школе, и дома, особенно дома, где родители, загруженные работой, не всегда могут уделить им внимание. Тогда пусть дети общаются у нас. И, как нам кажется, очень важно то, что это общение проходит в стенах нашей студии, в доброжелательной творческой атмосфере, когда можно и поговорить, и поработать вместе.

Мы незаметно наблюдаем за личностным ростом наших детей, за тем, как повышается их самооценка. Иногда можно видеть, как зажатый, ничего не умеющий подросток, придя к нам, постепенно раскрывается, раскрепощается, находит себе друзей и становится более уверенным в себе человеком. Приведу один пример. Ходил к нам один мальчик, учащийся коррекционной школы. Ходил, занимался и вдруг почувствовал, что способен сделать из бересты корабль. Работа очень сложная, даже для учащегося «обыкновенной», не коррекционной школы. Сколько у нас лежит этих недоделанных кораблей, от которых отказались их «строители». А тот мальчик не отказался и довёл свою работу до конца. Корабль этот показывали на выставке. И учительница, которая была классным руководителем этого мальчика, приводя других детей к нам в кабинет, всегда ставила им его в пример и показывала его работу.

Дети приходят к нам, иногда не умея почти ничего. Например, даже клеить не умеют правильно. Им приходится долго объяснять, как пользоваться клеем «Момент», чтобы он клеил быстро и надёжно. На наших занятиях дети овладевают многими полезными умениями, кроме тех, что нужны непосредственно для обработки бересты. Умение забить гвоздь или выстругать деревянную палочку, выпилить лобзиком что-нибудь из фанеры или просверлить отверстие в дереве, даже как правильно держать пилу в руках – всему этому дети учатся у нас как бы попутно. А ведь все эти умения, несомненно, пригодятся им во взрослой самостоятельной жизни.

Для налаживания контактов с детьми важно и то, что мы не два посторонних друг другу человека, которые занимают один кабинет, а семья. И. хочется надеяться, что дети, наблюдая за нами, людьми, связанными общим делом и увлеченными, вынесут что-то положительное и для себя, для формирования своих будущих семейных взаимоотношений.

Доброжелательная атмосфера наших занятий подходит и для детей-инвалидов. У нас были и специальные группы, набранные только из инвалидов, и группы, где инвалиды занимались вместе со здоровыми. Некоторое время мы сотрудничали с организацией «Благое дело», которая занимается реабилитацией и трудоустройством инвалидов. Хорошие результаты даёт совместное обучение инвалидов и здоровых детей. На занятиях дети привыкают друг к другу. Инвалиды начинают преодолевать свою оторванность от общества, а здоровые дети привыкают к инвалидам и начинают смотреть на них как на полноправных членов сообщества.

К нам очень долгое время, около восьми лет, ходила одна девочка с сильным искривлением позвоночника. Лена никогда не стеснялась своего физического недостатка и приходила на наши занятия вместе со здоровыми. И за все время ни один человек не обозвал её горбатой, не обидел её. Лена была нашим доверенным человеком. Она на ярмарках продавала изделия, сделанные ребятами в нашей студии, и собирала деньги за них. Здоровые дети видели, что есть другие люди, не похожие на них. Что нужно уметь не заметить физического недостатка, а разглядеть прекрасные душевные качества – доброту, отзывчивость, умение выслушать, поговорить. Всеми этими качествами обладает наша Лена. И для неё занятия в обществе здоровых людей были очень полезны для самооценки.

Она теперь выросла, у неё есть семья, и мы всегда с теплотой её вспоминаем.

Наша студия открыта для сотрудничества. И мы сотрудничаем со всеми, кто этого захочет. Прежде всего, конечно, со школами и учреждениями дополнительного образования нашего города. Хорошие результаты принесло сотрудничество с художественной школой. Учащиеся ДХШ готовились к диплому и выполняли дипломные работы у нас в студии. За время, отведенное на преддипломную подготовку, они должны были познакомиться с новым для себя материалом, приобрести навык в его обработке, разработать проект и выполнить его. Они справились с этой работой и успешно защитили свои дипломы.

Со школами мы сотрудничаем так. Учащиеся школ, которые посещают группу продлённого дня, раз или два в неделю приходят с педагогом к нам на занятия. Или наоборот, мы идём в школу и проводим занятие там, что для нас менее удобно. Потому что невозможно захватить с собой в школу достаточно большое количество инструментов и материалов для работы. Приходится ограничиваться небольшими и несложными изделиями. Есть ещё и такая форма сотрудничества, как мастер-класс. Если в какой-либо школе хотят провести для своих детей одно, два занятия, они через наших методистов договариваются, посылают заявку, и мы приходим к ним в школу. Мы проводим мастер-классы также и с педагогами. С педагогами СЮТ и с педагогами школ города. Как же приятно бывает взрослым людям сделать своими руками берестяной цветочек или птицу. Сами мы, как педагоги и мастера, тесно сотрудничаем с центром народных промыслов «Гамаюн» и являемся постоянными участниками выставок и мастер-классов, проводимых в городе Екатеринбурге и других городах.

Мы стараемся участвовать в выставках различного уровня, как с работами детей, так и со своими собственными. Иногда занимаем какие-то места, иногда нет. Это не так и важно. Ведь участие в выставке и призовое место, хоть и желательны, но не являются для нас самоцелью, тем, чего нужно достигнуть любой ценой, приложив невероятные усилия.

Главное ведь не результат, а развитие личности. Иногда работа ребенка кажется некрасивой, не имеет «выставочного вида», и явно не займет никаких мест. Но мы видим, как старался человек и насколько важен для него даже этот результат. Ребенок приобрел для себя новые умения, которые порой можем заметить только мы, педагоги. Мы поощряем таких детей, устраивая мини-выставки внутри студии. И дети очень радуются, получая небольшие призы и подарки. И понимают, что это пусть маленькая, но победа.

Иногда к нам приходят заниматься целыми семьями. Это, как нам кажется, очень положительно. Дети, видя взрослых, сидящих рядом и занимающихся с ними одним делом, понимают, что дело, которое они делают не пустая забава. Если взрослые занимаются тем же, значит это дело нужное, серьёзное. Сейчас взрослые приходят к нам время от времени, нечасто. Хотелось бы, чтобы они были у нас постоянно. Недавно мы узнали, что в Новгороде при Дворце Культуры есть студия «Новгородская береста». Это самодеятельный народный коллектив, построенный примерно по такому же принципу. У них студия для всех – для детей и взрослых. После трехгодичного обучения учащиеся могут её покинуть, а могут и оставаться в её составе постоянно. Из таких постоянных членов сформировано ядро – самая активная часть коллектива. Хотелось бы съездить туда, посмотреть, поучиться и, возможно, усовершенствовать свою работу с учетом их опыта. Может быть, именно это и станет перспективой для развития нашей студии в будущем.

У нас есть свой личный сайт в Интернете, где мы помещаем как свои работы, так и работы наших учеников. Нам хотелось бы продолжить работу над сайтом и разместить там материалы, связанные с нашей педагогической деятельностью. Например, наши разработки, схемы изготовления изделий из бересты. Изготовление берестяной птицы счастья, или простейшей архитектурной композиции, или туеска. Чтобы люди, нашедшие наш сайт, могли бы пользоваться им как пособием для изготовления изделий из бересты. Адрес нашего сайта beresta.co.cc

Сейчас мы все переживаем трудное время. Многие учреждения дополнительного образования не выдержали трудностей и просто закрылись. Очень многие влачат жалкое существование. У них не хватает денег даже на самое необходимое. Наша же студия существует и развивается. Хоть и не без трудностей, но устойчиво и стабильно. И за это хочется сказать спасибо Администрации города Новоуральска и Управлению образования. За то, что они находят возможности и средства поддержать нашу работу по обучению детей традиционному русскому народному промыслу.

Просмотров: 5402 | Рейтинг: 5.0/3 
Дата: 15.03.2009 | Пользователь: береста
Всего комментариев: 0
avatar
Номерки
Работы наших учеников
Наверх | Береста Workshop | О нас | О промысле | Мастерская | Галерея | Мастер-класс "Береста" | Связь
Проза.ру. Произведения Александра Гурина
Форум Новоуральска
Художественная резьба по дереву
Коллекция колокольчиков
© Beresta Workshop, 2007-2018 
© Гурин Александр Вячеславович 
© Гурина Альфия ВикторовнаРазработка сайтов, фотограф, г.Москва: Александр Сафонов
Сайт управляется системой uCoz
•Beresta Workshop• 
Главная