«Если бы не лыко и не береста, то и мужичок бы рассыпался». Вот такая пословица была в ходу у наших предков. Вполне правильная пословица. Действительно, рассыпался бы мужичок, как горшок треснутый, которому не сделали «берещение». Берещение – это когда глиняную посуду стягивают берестяными полосками, не дают ей растрескиваться и рассыпаться. Береста для нашего предка была всем. Или почти всем. В берестяных туесках хранили продукты, в берестяные сумки собирали грибы. Из бересты вываривали дёготь, берестой крыли крыши. На бересте писали. И естественно, ею растапливали печки.
В наше время, наверное, только последнее применение бересты как растопки наиболее часто встречается. В других областях человеческой деятельности бересту заменили чем-то другим. Более технологичным. Но сам берестяной промысел не умер и не угас. Он живет вместе со страной. Пока есть на свете такая страна Россия, всегда найдутся люди, которые в жаркий июльский день пойдут в лес за берестой.
У промысла были свои приливы и отливы. Доходило даже до того, что берестяную поверхность пытались скрыть, замазать. Видел я в нижнетагильском музее туесок, покрытый таким толстым слоем шпаклёвки, что на нём не видно было ни «замка», ни «чечевиц». Чечевицы – это характерные полоски на бересте. Этот зашпаклёванный туесок походил то ли на железо, то ли на папье-маше. Поверх этого слоя были наклеены переводные картинки. И это в Тагиле, признанном центре самобытной уральской росписи. Вот так в конце 19 века люди стали стесняться всего, что исполнено в народном духе. «В подлом вкусе» - как говорили тогда.
Кстати, этот кризис промысел преодолел довольно быстро, и уже в начале 20-го века россияне опять стали гордиться творчеством своих мастеров-берестянщиков. Их работы экспонировались в Париже, а один из лучших мастеров, Вепрев, ставил на свои изделия клеймо с профилем императора. Как знак высочайшего доверия. Потом – опять спад – революция и гражданская война. Опять подъём – период НЭПа. Дальше коллективизация, которая ударила по всему крестьянству и по народным крестьянским промыслам тоже.
А как сейчас? Как живёт и чем дышит берестяной промысел в наши дни? Очередной кризис миновал, и страна вступила в полосу спокойного развития. Мастера работают, были созданы целые цеха, фабрики по обработке бересты. Правда, по каким-то непонятным мне причинам, береста не стала «национальным достоянием», «экспортно-ориентированной отраслью», известным брэндом, вроде русской водки. Когда я только начинал заниматься берестой, мне казалось, что стоит мне добраться со своими изделиями до Москвы, как сразу же на них налетят богатые иностранцы, падкие на русскую экзотику. Не налетели. Я у многих спрашивал, узнавал, можно ли продавать свои изделия на Запад. И от всех слышал примерно одно и то же. Что на Западе нашей бересте не очень-то и рады. Никто с руками не отрывает. Потом я узнал, что эта беда общая для всего русского прикладного искусства. Прикладное искусство – это одна из немногих отраслей, где мы никогда от западников не отставали. Поэтому на Западе, поддерживая своих мастеров, совсем не хотят видеть изделия их русских конкурентов. Обычный протекционизм, как и в любом другом бизнесе. На Западе собственных берестяных промыслов нет. Но их отношение к нашему прикладному искусству затрагивает и нас, берестянщиков тоже.
Многие из нас особо и не страдают от отсутствия западных покупателей. Наши изделия неплохо раскупают и дома. Кстати, было бы здорово, если бы государство помогло громадной и разрозненной массе прикладников найти путь к западным потребителям. В двадцатые годы существовали организации, поддерживающие связь между «нами» и «ими». Они изучали покупательский спрос на Западе и собирали там заказы. Затем российские мастера эти заказы выполняли. Если бы сегодня что-нибудь подобное существовало, то это было бы не только полезно для мастеров, но и работало бы на имидж нашей страны.
Издревле известно четыре основных способа работы с берестой. Это тиснение, плетение, резьба и роспись. Все они сейчас активно развиваются. Самый распространённый на сегодняшний день способ – это тиснение. Придите в любой сувенирный магазин, и вас там встретит богатейшее разнообразие тисненых берестяных изделий. Раньше тиснение делалось так. Мастер брал деревянный, костяной или металлический штамп и ударял по нему молотком. На бересте оставался красивый отпечаток. Сочетая несколько штампов, мастер мог создать композицию. Сейчас штампы стали красивее, сложнее и значительно больше по площади. Их уже невозможно оттиснуть с помощью молотка. Для таких оттисков существуют специальные прессы. Затем тисненую поверхность подкрашивают морилкой, чтобы усилить эффект, чего раньше никогда не делали. Именно такие предприятия стали сегодня лидерами в производстве берестяных изделий. На них работают иногда сотни человек. У такого, приближенного к машинному, конвейерному производству, есть один недостаток. Эти изделия лишены индивидуальности. Рука мастера в них не чувствуется. Видимо, чувствуя это, производители таких изделий стараются выиграть за счет разнообразия штампов и высокого качества. Существуют среди «штамповщиков» и те, кто работает по «технологии деда Мартына». Так же ударяет молотком по штампу, как это делали столетия назад.
Современная резьба по бересте немного отличается от той, что была раньше. Так же точно мастер берет острый резец и прорезает бересту так, чтобы все элементы резного рисунка соприкасались между собой. Так же точно под резьбу подкладывается слой другого цвета. Резьба часто дополняется тиснением. Но это уже ручное тиснение, когда поверх резьбы затупленным шилом продавливают прожилки, штрихи, чёрточки. Потом резьбу подкрашивают морилкой. Например, мы, покрывая резные и тисненые поверхности морилкой, потом протираем их растворителем. Так мы высветляем одни места и оставляем другие тёмными, что даёт интересный декоративный эффект. Раньше под резную бересту подкладывали фольгу или цветную бумагу. Теперь в основном подкладывают кусок той же бересты, проморённый до тёмно-коричневого цвета.
Резьбой, как и тиснением, украшают внешние слои, «рубашки», туесков и оклеивают стенки деревянных шкатулок.
Сюжетами для резьбы раньше нередко становились сценки из басен или из народной жизни, разные нравоучения, смешные человечки. Мастер просто переносил на материал то, что видел вокруг себя. Сейчас, к сожалению, темы для резьбы, как и для тиснения с помощью штампов, стали более стандартными. На боках берестяных туесков и шкатулок наши современники предпочитают видеть архитектурные памятники, природу, зверей, птиц. Иногда какую-нибудь символику, например, знак ярмарки вооружений в Нижнем Тагиле. Но и тогда, и теперь, люди любят сложные и красивые растительные орнаменты. |